Автономная некоммерческая организация по оказанию
научно-исследовательских и экспертных услуг
"Сообщество пользователей рынка криптовалют"
Общий сбор

Общий сбор

Сергей БЕЗДЕЛОВ, председатель подкомитета по развитию инструментов финансирования инновационных и венчурных проектов Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям, председатель Совета «Рейтинговое агентство оценки проектов цифровой экономики» дал интервью журналу "Путеводитель Российского бизнеса". 

Скачать статью в PDF

 

Порядка 20 триллионов рублей, по разным оценкам, сегодня хранится у населения «под подушкой». Это огромные деньги, которые реально могут оказать очень серьезное влияние на экономический рост страны. На данный момент одна из главных проблем финансирования экономики заключается в вопросе: как сбережения населения превратить в инвестиции? Получить кредит в банке, особенно в регионе, подчас нереально. Поэтому действительно реальной возможностью привлечения денежных средств становится такой инструмент, как краудфандинг.

Сплошные преимущества 

Краудфандинг – это финансирование проектов людьми на онлайнплатформе с вознаграждением для тех, кто выделяет средства. Один из ключевых финансовых инструментов в мире, он действительно дает возможность сбережения населения инвестировать в экономику, позволяя широкому кругу неквалифицированных инвесторов участвовать в инновационном, венчурном финансировании. 

Другая важная роль краудфандинга – это дополнительная альтернатива микрофинансированию. Микрофинансирование, в привычном представлении, ассоциируется с посещением неких микрофинансовых организаций с целью взять деньги на потребление под залог своего имущества. В краудфандинге принципиально другие цели: вместо потребления – развитие своего проекта. Хронология выглядит следующим образом: есть идея – сформируй проект, обратись в краудфандинговую площадку, и тебе помогут привлечь для этого деньги. 

Это не банальное потребление, а активизация экономической деятельности, что особо значимо для тех регионов, где чаще всего экономика дотационная, либо имеет депрессивные оттенки. Привлекая средства, примерно сопоставимые с суммами, «присущими» микрофинансированию, вы не «проедаете» их, а вкладываете в то, что в будущем будет источником дохода. На сегодняшний день, помимо экономической составляющей, это еще играет огромную роль в укреплении социальной стабильности и равноправия, а также возможности снизить процент закредитованности населения. 

Правила игры

С 2015 года Банк России осуществляет мониторинг деятельности краудфандинговых площадок. Сегодня стоит вопрос формирования правил, которые позволят честно и прозрачно оказывать финансовые услуги, обеспечивать информирование пользователя этих услуг, чтобы он знал, куда пожаловаться, как решать свои вопросы. Кроме этого и инвестор который вносит деньги через площадку, должен также быть уверен, что его не обманут. 

Для того, чтобы ваш проект имел успех, он должен попасть на краудфандинговую платформу с активным сообществом инвесторов. Вознаграждение зависит от условий поощрения, предусмотренных инициаторами проекта: это может быть как небольшой подарок или упоминание инвестора в титрах проекта, так и сам продукт, который вышел на народное финансирование, или даже доля в проекте. 

Как правило, существуют узкоспециализированные краудфандинговые платформы, рассчитанные на определенную целевую аудиторию, например, благотворительные, социальные, крупные или мелкие коммерческие проекты и т. д. Я считаю, что это не рыночный подход. Краудфандинговая площадка должна быть открытой, универсальной, с внутренним делением по проектам. 

Ожидание чуда?

Для того, чтобы проект собрал необходимые средства, нужно структурировать его в рамках определенных принципов. Прежде всего ответить на вопрос: сколько вы хотите собрать средств? Сумму надо обосновать, но просить лучше на 40–50% больше, чем вам действительно нужно, так как существуют всевозможные комиссии площадки, платежи, налоги, затраты на подарки. 

Следующий шаг – обозначение проблемы, которую решает проект. Хорошо работает красивая визуалистика, яркий маркетинг, максимально открытое и подробное описание. Особое внимание стоит обратить на конкурентные преимущества и уникальность. Не забудьте познакомить с командой, рассказать, кто и почему будет реализовывать проект. Крайне важный момент – выбор площадки с целевой аудиторией и интересантами. Также необходим медиаплан «с прицелом» на социальные сети, которые вы будете использовать. Шансы на успех увеличивает привлечение заинтересованных известных людей. 

Вообще существуют определенные индикаторы успешности проекта, по которым можно судить, получится собрать искомую сумму или нет. Например, если в первые дни проект собрал 20–30% средств, то, скорее всего, счастливый финал гарантирован. Впрочем, не стоит забывать, что примерно 30% средств, как правило, приходит от людей из вашего комьюнити. 

Инициатива ДОКАЗУЕМА!

Краудфандинг – это финансовая услуга, а значит, должен входить в сферу интересов банков. Поэтому, на мой взгляд, пока он незаслуженно невостребован широким банковским сообществом. Кроме того, краудфандинг уже меняет финансовый рынок, и через 5–10 лет эти изменения заметят повсеместно. В минувшем году наш подкомитет выступил с рядом инициатив для банков и краудфандинговых площадок, которые мы будем продвигать и дальше.

Развитие интернета и технологических платформ сделали доступной информацию и позволяют контролировать действия сторон сделки, в том числе благодаря технологии блокчейн.

Основные причины развития и популярности краудфандинга:

  • Низкие ставки банковских вкладов непривлекательны и не покрывают инфляцию.
  • Люди хотят участвовать в проекте, быть причастными к созданию нового продукта.
  • Доверие к банковской системе ослабло после серии кризисов в частности, локальных.

1. Софинансирование проектов банками. 

Для управления рисками банки в том числе используют (a) требования по минимальному размеру собственных (акционерных) средств и/или (b) соотношение стоимости обеспечения и кредита (LTV) для залогового кредитования. Краудфинансирование прежде всего позволяет собрать необходимый объем собственного участия, привлекая заинтересованных в проекте соинвесторов, при этом повысив контроль за проектом и менеджментом за счет публичности. Кроме того, оно дает возможность улучшить LTV через снижение размера банковского кредита, при этом использовать потенциал залога путем привлечения субординированного займа под более высокие проценты от заинтересованных в проекте соинвесторов, например в виде мезонина. 

2. Увеличение клиентской базы и новые финансовые услуги. 

Можно обратиться к опыту BNP Paribas и Ulule, когда банк предлагает заместить средства краудфандеров кредитом. Так, в случае успешного сбора средств на платформе Ulule, BNP Paribas в течение 48 часов предлагает кредит на лучших условиях. Успешный сбор средств подтверждает наличие потенциальных клиентов и при условии управления рисками позволяет снизить риск потери денег. 

Еще одна услуга – опцион на кредит. Проект собирает seed-capital через краудфандинг и получает одобрение на выдачу кредита в будущем при соблюдении бизнес-плана. Это повышает вероятность успеха проекта, когда ему понадобятся деньги на развитие. Ну а банк получает новых клиентов и больший объем информации о проекте. 

Следующий момент – расширение рискмоделей, в том числе для стимулирования субъектов МСП. Некоторые проекты банки не могут финансировать из-за повышенных резервов или иных ограничений. Внесение поправок в положение о резервировании, приравнивающее успешный сбор средств через краудфандинг к критериям хорошего или среднего финансового положения заемщика, позволит увеличить количество кредитуемых проектов. 

Ну и наконец, использование экспертизы банка. Схожая модель есть у сервиса «Альфапоток»: собирая данные о клиентах, банк отбирает тех, кто для него не подходят по рискам, но может быть интересен частным инвесторам и при этом добросовестен по первичным признакам. Таким образом банк зарабатывает комиссию и формирует клиентов для РКО, последующего кредитования. 

3. Уточнение скорринговых моделей и анализа рисков. 

Сбор данных ведется на более ранних стадиях, что позволяет сделать анализ мнения потенциальных клиентов и «толпы» о продукте. 

4. Новые продукты для вкладчиков. 

За счет предложения избранных краудфандинговых проектов клиентам банка, особенно молодым, с толерантным отношением к риску, и состоятельным, готовым рисковать частью средств, повышается собираемость средств на площадке, что делает ее популярной и позволяет больше зарабатывать на комиссии и расширять клиентскую базу РКО и корпоративного кредитования благодаря выросшим проектам. Клиенты получают привлекательные предложения, предварительно отобранные специалистами банка.

Кстати, члены нашего подкомитета уже сделали краудфандинговую площадку в виде некой «песочницы» для апробации инициатив бизнеса. Ее интеграция в банковский бизнес позволит расширить функции банка как финансового партнера

Краудфандинг в мире и России

По данным statista.com, объем рынка крауд-финансирования в мире в 2018 году составил не менее $400 млрд, из них $380 млрд пришлось на краудлендинг, $11,2 млрд – на краудинвестинг и $9,3 млрд – на классический краудфандинг. Отраслевые эксперты прогнозируют рост от 3 до 10 раз к 2025 году. 

По данным Банка России, в 2017 году рынок краудфандинга в России вырос в два раза, достигнув 11,2 млрд руб. Большую часть рынка занимает сегмент B2B (займы компаниям или юрлицу юрлицом или ИП) с объемом 9,3 млрд руб. (плюс 81,5% к уровню 2016 года). Средняя сумма сделки – около 300 тыс. руб. на человека, средняя сумма займа – чуть более 900 тыс. руб. в адрес одного юридического лица.